Эхо-камера или культурный трайбализм - Сайт - каждому врачу!

Эхо-камера или культурный трайбализм

эхо-камера

Это понятие из теории СМИ. Ситуация, в которой определённые убеждения усиливаются и подкрепляется внутри закрытой системы (тематическая группа в социальной сети, партия, круг единомышленников, субкультура). При этом сообщения участников этой закрытой системы заглушают другие аналогичные информационные потоки. Иными словами, любые высказывания приводят не к дискуссиям, а к поддакиванию и поддержке единомышленников.

Согласно исследованию, проведенному Университетом Пенсильвании, члены эхо-камер становятся зависимыми от источников внутри камеры и обладают высокой устойчивостью к любым внешним источникам.

Эхо-камеры невероятно сильны. Создавая упреждающее недоверие между членами и нечленами, участники эхо-камер всё более изолируются от действительности и укрепляют камеру в форме замкнутого цикла. Посторонние голоса слышны, но игнорируются.

Социальные онлайн-сообщества именно из-за формирования эхо-камер становятся фрагментированными. Сначала соцсеть предлагает новому пользователю контент по интересам, а потом уже алгоритм формирует вокруг пользователя востребованный им контент.

Например, вы приверженец идеи плоской земли. Присоединяетесь к Фейсбуку и первое, что находите – близких по духу людей. Вступаете в тематические группы. Начинаете общение. Ваша лента принимает соответствующий уклон, и вы видите публикации в основном одобряемых вами авторов. В конце концов вам кажется, что большинство людей раскусило заговор проклятых учёных, и вас, плоскоземельщиков настолько много, что вам искренне жаль тупых случайно залетевших к вам в ленту шароверов.

А поисковые сети, представьте себе, подбрасывая пользователю одобряемый контент (их алгоритмы тоже так устроены – они ищут то, что с их точки зрения вам наиболее подходит), формируют вокруг него своеобразный пузырь с фильтром для информации. Для этого даже есть внезапно свой термин: filter bubble.

Оказывается, разработчики соцсетей хорошо знают эту проблему и пытаются ей противодействовать. Например, Фейсбук может формировать для вас ленту не по прихоти алгоритма, решающего за вас, что вам важнее увидеть, а просто показывать сначала новые публикации.

Твиттер же исследователями цифрового трайбализма считается абсолютным злом, так как эхо-камеры в нём представлены наиболее ярко и заметно. Вот почему мне там в последнее время интереснее, чем в Фейсбуке, – сразу же подумал я.

Есть даже целые стартапы, создающие приложения, цель которых – побудить пользователей открыть свои эхо-камеры. UnFound.news предлагает новостное приложение для читателей, представляющее им новости с разных точек зрения, управляемое искусственным интеллектом.

Предлагаю вам покопаться немного в памяти и найти несколько эхо-камер вокруг вас. Может, вы даже в какой-то из них сейчас находитесь. Осознание своего положения в информационном пространстве – крайне полезное упражнение для прокачки маркетингового мышления.